Положение

об организации электронного обучения и использовании дистанционных образовательных технологиях в образовательной организации


1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение определяет правила применения подразделениями Общества с ограниченной ответственностью «Хекслет Рус» (далее – «Образовательная Организация»), осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
1.2. Положение об электронном обучении, дистанционных образовательных технологиях в Образовательной Организации определяет цели, основные направления реализации, обеспечение учебного процесса, порядок работы структурных подразделений, роли и функции отдельных подразделений, общий порядок разработки, использования и формы доступа к электронной информационно-образовательной среде.
1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
1.3.1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
1.3.2. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816.

2. Используемые понятия и сокращения


2.1. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
2.1.1. Электронное обучение (ЭО) - организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.
К электронному обучению относятся:
- самостоятельная работа с электронными образовательными ресурсами с помощью информационных технологий;
- возможность дистанционного взаимодействия (консультации, советы, оценки) с преподавателем (тьютором);
- создание сообщества пользователей, осуществляющих общую виртуальную образовательную деятельность.
2.1.2. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2.1.3. Информационно-коммуникационная технология (ИКТ) - информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации.
2.1.4. Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) - программно-техническая система, обеспечивающая доступ всех участников образовательного процесса к совокупности электронных информационных ресурсов и электронных образовательных ресурсов, реализующая совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающая освоение обучающимися образовательных программ или их частей, а также взаимодействие обучающихся с педагогическим, учебно-вспомогательным, административно-хозяйственным персоналом и между собой.
2.1.5. Система электронного (дистанционного) обучения - электронная информационно-образовательная среда в виде системно-организованной совокупности информационно-коммуникационных средств и технологий, процессов программно-аппаратного и организационно-методического обеспечения, деятельности педагогического, учебно-вспомогательного и инженерного персонала (сотрудников), ориентированная на реализацию системы сопровождения учебного процесса с целью удовлетворения образовательных потребностей обучающихся.
2.1.6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) - образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме, наполненный предметным содержанием, сформированным в соответствии с регламентированной структурой.
2.1.7. Прокторинг - мониторинг прохождения экзамена, с предоставлением отчетных материалов и проведением процесса идентификации слушателя. При проведении промежуточной аттестации может использоваться онлайн- и офлайн-прокторинг.
2.1.8. Офлайн-прокторинг - процедура наблюдения за ходом сдачи зачета/экзамена проводится непосредственно в аудитории.
2.1.9. Онлайн-прокторинг - процедура наблюдения за ходом сдачи зачета/экзамена проводится удаленно, с использованием специализированного программного обеспечения (зачет/экзамен сдается на внешнем ресурсе в режиме удаленного доступа).
2.1.10. Онлайн-курс - курс, постоянно доступный обучающемуся в сети Интернет или локальной сети Образовательной Организации, реализованный с применением технологий электронного обучения. МООК - массовые открытые онлайн-курсы - обучающие курсы с массовым интерактивным участием с применением технологий электронного обучения и открытым доступом через сеть Интернет.
2.1.11. Курсы МООК-формата - открытые обучающие онлайн-курсы с интерактивным участием с применением технологий электронного обучения, доступные только во внутренней электронной информационно-образовательной среде Образовательной Организации.
2.1.12. Онлайн-обучение - метод получения новых знаний в реальном времени, основанный на использовании сетевых технологий и глобальной компьютерной сети Интернет.
2.1.13. Смешанное обучение (англ. blended learning) - сочетание традиционных форм обучения с элементами электронного обучения.
2.1.14. Тьютор - преподаватель или иной сотрудник, реализующий поддержку и оперативный контроль за работой студентов в электронной информационно-образовательной среде или при освоении ими внешних онлайн-курсов.
2.1.15. Проктор - преподаватель или иной сотрудник, осуществляющий контроль сдачи удаленного экзамена и проводящий идентификацию личности.
2.1.16. Сокращения:
- ВО - высшее образование;
- ДПП - дополнительная профессиональная программа;
- ОПОП - основная профессиональная образовательная программа;
- УМК - учебно-методический комплекс;
- УЭИ - учебное электронное издание.

3. Цели и задачи внедрения электронного обучения


3.1. Целями внедрения электронного обучения и ДОТ в Образовательной Организации являются:
- формирование инфокоммуникационной культуры обучающихся и преподавателей;
- расширение возможностей обучающихся (студентов, слушателей) для освоения образовательных программ;
- повышение качества образования через интеграцию классических образовательных технологий с технологиями электронного обучения;
- повышение преподавательской активности через формирование электронной информационно-образовательной среды;
- повышение доступности образования независимо от места нахождения обучающихся;
- повышение доступности образования для инвалидов и лиц с ОВЗ;
- обеспечение участия Образовательной Организации в региональном и мировом образовательном процессе.
3.2. Задачи внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
- развитие и совершенствование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий внутри Образовательной Организации;
- создание и информационное наполнение электронных учебных курсов для реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- оказание консультативной помощи преподавателям, использующим электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в учебном процессе;
- осуществление технической поддержки функционирования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- оказание качественных образовательных услуг на всех уровнях непрерывной системы образования.

4. Субъекты электронного обучения и использования ДОТ


4.1. Обучающиеся:
- слушатели, обучающиеся по дополнительным программам;
- лица, осваивающие образовательную программу в форме самообразования;
- граждане, желающие получить образовательные услуги с целью получения дополнительных знаний.
4.2. Лица, реализующие образовательный процесс с использованием электронного обучения и ДОТ:
- преподаватели Образовательной Организации;
- тьюторы, осуществляющие поддержку самостоятельной работы слушателей;
- администрация подразделений Образовательной Организации, участвующих в реализации образовательных программ, осуществляющая управление и контроль за ходом образовательного процесса;
- администраторы ЭИОС и ее отдельных компонентов.



5. Полномочия и функции подразделений при реализации электронного обучения и использовании ДОТ


5.1. Все подразделения Образовательной Организации, участвующие в реализации электронного обучения и/или использующие ДОТ, обеспечивают условия для коммуникации, обмена опытом и взаимной поддержки между всеми участниками электронного обучения в Образовательной Организации.
5.2. Для осуществления учебного процесса с использованием электронного обучения и ДОТ распределены полномочия и функции между подразделениями Образовательной Организации.
5.2.1. Руководство Образовательной Организации:
- определяет стратегические направления развития электронного обучения и ДОТ в Образовательной Организации; контролирует реализацию стратегических направлений развития электронного обучения и ДОТ в Образовательной Организации;
- осуществляет иную деятельность, касающуюся функционирования электронного обучения и использования ДОТ, в соответствии с Уставом Образовательной Организации.
5.2.2. Общее руководство учебным процессом электронного обучения и использованием ДОТ осуществляет Генеральный директор.
5.2.3. Финансово-экономическое управление осуществляет финансовое и бухгалтерское сопровождение учебного процесса электронного обучения и использования ДОТ.
5.2.4. Правовое управление осуществляет юридическое сопровождение учебного процесса электронного обучения и использования ДОТ.
5.2.5. Учебный отдел:
- осуществляет планирование разработки онлайн-курсов на основе предложений подразделений по онлайн курсам.
5.2.7. Учебный отдел:
- разрабатывает регламент производства онлайн-курсов;
- предоставляет предложения по разработке онлайн-курсов;
- осуществляет техническое и методическое сопровождение производства онлайн-курсов, их размещения на онлайн-платформах.
5.2.8. Учебный отдел:
- формирует и утверждает план внедрения электронного обучения и ДОТ;
- формирует и утверждает учебные планы с использованием электронного обучения и ДОТ;
- организует учебную деятельность учебного подразделения с использованием электронного обучения в соответствии с планом работы;
- осуществляет контроль за исполнением сроков внедрения электронного обучения и ДОТ в учебный процесс;
- осуществляет мониторинг эффективности применения электронного обучения и ДОТ в образовательном процессе;
- оформляет заявки на подготовку и/или повышение квалификации преподавателей и тьюторов по вопросам работы с ЭИОС, а также проведения занятий с использованием электронного обучения и ДОТ;
- ходатайствует перед Генеральным директором о назначении стимулирующих выплат сотрудникам факультета (института) за освоение и внедрение новых образовательных технологий в преподавании дисциплин, разработке электронных учебных материалов.
5.2.9. Учебный отдел:
- организует разработку учебных электронных изданий;
- ведет учет созданных и внедренных в учебный процесс учебных электронных изданий;
- осуществляет мониторинг эффективности использования электронного обучения и ДОТ в учебной деятельности.
5.2.10. Учебный отдел:
- контролируют загрузку и качество размещаемых в ЭИОС УМК;
- проводят мероприятия по оценке эффективности применения средств электронного обучения и ДОТ в учебном процессе;
- разрабатывают рекомендации по повышению эффективности электронного обучения и использования ДОТ.

6. Обеспечение электронного обучения и ДОТ


6.1. Нормативно-правовое обеспечение электронного обучения, ДОТ включает:
6.1.1. Внешние нормативно-правовые документы.
6.1.2. Внутренние (локальные) нормативно-правовые документы:
- настоящее Положение;
- другие нормативно-правовые документы;
- документы, регламентирующие авторские, имущественные и иные права на учебно-методические комплексы, а также другие средства и продукты, используемые в учебном процессе с использованием электронного обучения и ДОТ.
6.2. Кадровое обеспечение
6.2.1. В состав кадрового обеспечения при электронном обучении и ДОТ входят следующие категории преподавателей и специалистов:
- разработчики УМК и учебных электронных изданий (авторы образовательного контента);
- преподаватели, осуществляющие преподавание с использованием ЭИОС (могут одновременно являться авторами образовательного контента);
- тьюторы, осуществляющие помощь студентам в освоении учебного материала при использовании электронного обучения и ДОТ;
- методисты системы электронного обучения (специалисты в области методики преподавания дисциплин с использованием ДОТ, консультанты в области применения методик, регламентов и инструкций систем электронного обучения);
- учебно-вспомогательный и инженерно-технический персонал (специалисты по разработке и поддержке технических, программных и других средств, программисты).
6.2.2. Лица, относящиеся к кадровому обеспечению электронного обучения и ДОТ, должны периодически, в соответствии с действующим законодательством РФ, проходить переподготовку или повышение квалификации в области ИКТ и образовательных технологий и соответствующим образом проходить аттестацию.
6.2.3. Разработку образовательных программ, их учебно-методическое и техническое обеспечение, а также реализацию осуществляет специализированное структурное подразделение ООО «***».
6.3. Учебно-методическое обеспечение электронного обучения и ДОТ включает следующие материалы:
6.3.1. Регламент загрузки электронных ресурсов в ЭИОС.
6.3.2. Положение об учебных электронных изданиях.
6.3.3. Инструкции для преподавателей и студентов по работе в ЭИОС, а также, возможно, по работе c другим специализированным программным обеспечением, используемым для электронного обучения и ДОТ.
6.3.4. Методические рекомендации по разработке УЭИ и методические материалы по разработке учебно-методического комплекса дисциплины.
6.3.5. Регламент реализации учебного процесса с использованием ЭИОС.
6.3.6. Регламент разработки онлайн-курсов.
6.3.7. ЭОР - электронные УМК (ЭУМК) - электронные версии учебно-методических материалов, содержащие организационные и систематизированные теоретические, практические, контролирующие материалы.
6.4. Наличие ЭУМК по всем преподаваемым дисциплинам является обязательным для всех кафедр Образовательной Организации. Все разработанные в Образовательной Организации или отобранные внешние учебно-методические материалы проходят обязательную экспертизу на предмет допуска (с оформлением внутреннего документа) к использованию в проведении учебного процесса электронного обучения с применением соответствующих ДОТ. При этом оценивается соответствие, внутренним нормативно-правовым актам Образовательной Организации, иным документам из состава нормативно-правового обеспечения электронного обучения Образовательной Организации.
6.5. Состав и содержание конкретных ЭУМК, а также, при необходимости, особенности использования и ограничения доступа, утверждаются руководителем структурного подразделения.
6.6. ЭУМК может быть при необходимости дополнен справочными изданиями и словарями, периодическими отраслевыми и общественно-политическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайты, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы. В состав ЭУМК могут входить информационные ресурсы российских и зарубежных юридических и физических лиц при отсутствии противоречий законодательству РФ.
6.7. Телекоммуникационное обеспечение:
6.7.1. В электронном обучении с применением ДОТ учебный диалог организуется с помощью телекоммуникационных технологий, как в режиме реального времени (online), так и в режиме с отложенным ответом (offline).
6.8. Информационно-технологическое обеспечение:
6.8.1. Информационно-технологическое обеспечение электронного обучения реализуется посредством ЭИОС Образовательной Организации.
6.8.2. Информационное наполнение ЭИОС определяется потребностями целевой аудитории Образовательной Организации (слушатели программ дополнительного образования).
6.8.3. ЭИОС Образовательной Организации включает информационные системы, обеспечивающие ее функционирование и поддерживающие модульное подключение сервисов, обеспечивающих реализацию различных образовательных технологий. ЭИОС позволяет упростить доступ к образовательным ресурсам и обеспечивает поддержку самостоятельной работы обучающихся, передачу результатов обучения руководителю структурного подразделения, организацию индивидуального и группового взаимодействия обучающихся и преподавателей, промежуточное и итоговое тестирование, интегрирует информационно-коммуникационные технологии и современные образовательные технологии. ЭИОС должна предоставлять защищенный, масштабируемый и надежный доступ к большому количеству образовательных ресурсов.
6.8.4. Система идентификации обеспечивает возможность регистрации и авторизации пользователей в ЭИОС с любой рабочей станции.
6.8.5. Подсистема Личный кабинет (ЛК) пользователя ЭИОС - является точкой доступа к ограниченной персонифицированной информации и обеспечивает удаленное самообслуживание пользователей на сайте Образовательной Организации, а также взаимодействие с другими модулями ИС ЭИОС. По функционалу можно выделить ЛК студента, преподавателя и работодателя (предоставляется предприятиям, имеющим соответствующие соглашения с Образовательной Организацией). ЛК агрегирует ссылки на каждую из подсистем ЭИОС, а также на все ЭБС, с которыми у Образовательной Организации подписаны договоры о сотрудничестве.
6.8.6. Официальный веб-портал Образовательной Организации - предоставляет открытую информацию о деятельности Образовательной Организации.
6.8.7. Электронная библиотека - предназначена для хранения информационных ресурсов (ИР): учебных и методических материалов, публикаций, документов, мультимедийных ресурсов, выпускных работ, дистрибутивов программного обеспечения и т.п. и обеспечения доступа к ним.
6.8.8. Допускается использование в процессе электронного обучения и применения ДОТ и других информационных систем (систем видеоконференций, внешних электронных библиотек и т. д.) на основании договоров между Образовательной Организацией и владельцами информационных систем.
6.9. Программно-техническое обеспечение электронного обучения в Образовательной Организации включает в себя:
6.9.1. Серверы, обеспечивающие функционирование программного и информационного обеспечения ЭИОС.
6.9.2. Оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации и развития программного и информационного обеспечения ЭИОС.
6.9.3. Коммуникационное оборудование, обеспечивающее доступ к программному и информационному обеспечению ЭИОС через локальные сети и Интернет.
6.9.4. Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, необходимое для функционирования ЭИОС.

7. Реализация электронного обучения и применения ДОТ


7.1. Электронное обучение может осуществляться в различных формах, отличающихся объемом контактной работы, видом организации учебного процесса и диалога, технологией обучения.
7.2. Основой учебного процесса в условиях электронного обучения и применения ДОТ является учебный план, утвержденный Генеральным директором. В случае реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, это должно быть отражено в учебном плане.
7.3. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся (ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
7.4. Информация о реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ содержится в учебном плане программы и доводится до участников образовательных отношений до момента заключения договора на обучение, обеспечивая возможность их правильного выбора. Обучение с использованием ЭО, ДОТ осуществляется с согласия обучаемого (слушателя). Данная информация доступна в сети Интернет на сайте Образовательной Организации https://адрес сайта/.
7.5. При реализации образовательных программ с использованием ЭО и ДОТ и оценки результатов обучения обеспечивается порядок доступа обучающихся и преподавателей к информационным и образовательным ресурсам посредством предоставления индивидуальных логина и пароля.
В качестве логина используется электронный адрес обучающегося, на который отправляется приглашение на курс с уникальной ссылкой, перейдя по которой он может принять приглашение и авторизоваться в личном кабинете. Затем в личном кабинете обучающийся формирует свой уникальный пароль. Авторизация в личном кабинете происходит на основании данных персональной учётной записи — логина и пароля.
Ответственность за сохранность индивидуальных логина и пароля несут полностью их владельцы. Подробное описание по идентификации личности описано в инструкции по работе с LMS.
7.6. Учебно-методическая помощь обучающимся может оказываться одним или несколькими способами:
- посредством онлайн-чата с преподавателем в ___название СДО LMS по адресу - http://ссылка на СДО/ - вкладка «Обсуждение» (в течение всего срока обучения обучающийся может направлять свои вопросы преподавателю);
- в формате групповых видеоконференций в ___название СДО LMS по адресу http://ссылка на СДО/ - вкладка «Конференция» (в соответствии с расписанием к курсу);
- в форме вебинара с чатом в ___название СДО LMS по адресу http://ссылка на СДО/ - вкладка «БигБлюБуттен» при организации учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся
- в форме индивидуальных консультаций в ___название СДО LMS по адресу http://ссылка на СДО/ - вкладка «Конференция» по запросу обучающегося.
7.7. Оценка освоения обучающимися образовательных программ или их частей (модулей) в виде онлайн-курсов с применением ЭО, ДОТ проводится в форме промежуточной и(или) итоговой аттестации. Формы, порядок и периодичность контроля успеваемости обучающихся реализуются в соответствии с учебным планом программы, при соблюдении условий идентификации личности обучающегося.
Контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения обеспечивается выполнением следующих мероприятий:
- идентификация личности и работа в личном кабинете
- фиксация результатов обучения
- система учета и отслеживания активности обучающихся, позволяющая отслеживать участие как в курсе в целом так и на аттестации
- учет даты посещения и количества времени
- количество попыток при сдаче промежуточных и итоговых тестов
- формирование различных отчетов по обучению
- возможность использования видеозаписи или прокторинга на экзаменах
- оценки (успеваемость) отражаются в едином журнале, содержащим удобные механизмы для подведения итогов, создания и использования различных отчетов, импорта и экспорта оценок;
- журнал успеваемости можно сформировать как по отдельному ученику так и по группе в целом
- предусмотрены различные способы оценки результатов обучающихся: %; баллы; критерии оценивания; возможно создание собственных шкал для оценки результатов обучения, например, по совокупности выполненных и оцененных заданий.
Образовательные программы или их части реализуются с применением исключительно ЭО, ДОТ обеспечивая обучающимся независимо от их места нахождения достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю.
7.8. Объем занятий с применением электронного обучения (ЭО) и/или дистанционных образовательных технологий (ДОТ) проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется учебным планом образовательной программы: - допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории при использовании ЭО и/или ДОТ;
- при организации учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся объем таких занятий должен составлять не менее 10% от всего объема осваиваемой образовательной программы.
Занятия проводимые путем взаимодействия педагогического работника (куратора, тьютера) с обучающимся могут реализовываться в формате видеолекций, вебинаров, видеоконференций в режиме онлайн и/или их записей, а также практических онлайн-семинаров и онлайн-практикумов в соответствии с учебным планом программы.
7.9. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий внутренний документооборот, учет и хранение результатов промежуточной и итоговой аттестации ведется в электронно- цифровой форме в соответствии с требованиями законодательства.
Результаты обучения фиксируются и хранятся в LMS, а также с использованием системы электронного документооборота (ЭДО).



8. Заключительные положения


Настоящее Положение вступает в действие с момента утверждения Генеральным директором ООО «Хекслет Рус».
Настоящее Положение изменяется или дополняется в соответствии с изменениями действующего законодательства РФ, нормативных актов Министерства просвещения РФ и локальных нормативных актов, регламентирующих вопросы реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ.
Срок действия данного Положения не ограничен. Положение утрачивает силу после принятия нового.